Центр устойчивого развития столицы
Город, в который хочется вернуться

Город, в который хочется вернуться

В феврале этого года в Астане создан Центр устойчивого развития столицы. Возглавил предприятие Дэвид Валтон - английский архитектор-градостроитель. Гость из Туманного Альбиона долгое время работал по проектам Всемирного Банка, ЮНЕСКО, Азиатского банка развития, в течение последних 20 лет занимался вопросами городского планирования, и, в частности, устойчивого развития столиц. По заказу Правительства Великобритании, Дэвид Валтон разрабатывал политику проектирования Лондона, сотрудничал с комиссией по поддержанию стандартов городского проектирования по всему королевству. Два года назад, после 40 лет архитектурной деятельности, мистер Валтон начал оказывать консалтинговые услуги. Приглашение в Казахстан оказалось для архитектора приятной неожиданностью. На прошлой неделе гость столицы провел короткий брифинг, на котором рассказал о новой работе и поделился своими мыслями об Астане - будущей и настоящей

- Какова основная задача Центра?

- На Западе давно разработали политику, инструменты и технологии, касающиеся устойчивого развития городов. Подобный опыт в Казахстане практически не применялся: хотя местные архитекторы - хорошие профессионалы, у них не хватает знаний и навыков работы с понятием устойчивости. Моя миссия здесь - служить в качестве моста, объединяющего западные и казахстанские знания. Мы тесно сотрудничаем с акиматом, с Евразийским национальным университетом и надеемся, что сможем привнести в столицу новые технологии.

- На чем базируется теория устойчивого развития городов?

- Основная часть теории - это экологическое развитие, но на практике она выходит из рамок экологии и включает сильную экономику, здоровое общество. С урбанистической точки зрения, устойчивость представляет собой смешение этих трех аспектов. Она определяет качество жизни в городе: организации пространства, дорог, улиц и т. д.

- На каком этапе находится работа?

- Сейчас мы занимаемся разработкой Стратегического плана развития столицы до 2030 года. План будет готов к сентябрю, и, после процедуры одобрения, сотрудники Центра приступят к его реализации, будут решать финансовые вопросы. Мы разработали пять основополагающих принципов плана, и, на их основе, около 30 стратегических направлений. Все, что могу сказать: предстоит большая работа по организации городского пространства, особенно пространства жилых районов. Часто это отдельно стоящие высотные дома, они не окружены зеленью, рядом может стоять заправка. Если мы сопоставим старые советские районы с новостройками, тот же район «Титаника» на берегу, то там - полный хаос, тут же детская площадка, тут же парковка
Руководящие принципы развития столицы - это успешный, особенный город международного уровня, безопасный, свободный город для всех и для каждого. Астана - привлекательный, удобный, зеленый, динамичный, инновационный, веселый город, который хорошо организован и управляем.

- Центр будет участвовать в корректировке генерального плана?

- Мы постараемся проследить затем, чтобы нововведения, которые предполагаются по генплану, реализовались на практике. Создатель существующего плана Кисе Курокава был заинтересован в том, чтобы красивые старые районы остались, а мы видим, что на практике эту идею не совсем верно интерпретировали. В городе идет активная вырубка зеленых насаждений, в то время как в генплане есть четкая рекомендация
деревья не вырубать. То, что планы меняются - естественный процесс. Кстати, мой любимый генеральный план Вашингтона создан в 1791 году. Его основная структура до сих пор существует в первоначальном виде, за некоторыми изменениями и поправками.

- Какие недостатки застройки столицы Вы можете выделить?

- Я здесь новый человек, иностранец, и должен быть осторожным в своих высказываниях о качестве городской застройки, чтобы не расстроить своих коллег. Все, что могу сказать: предстоит большая работа по организации городского пространства, особенно пространства жилых районов. Часто это отдельно стоящие высотные дома, они не окружены зеленью, рядом может стоять заправка. Если мы сопоставим старые советские районы с новостройками, тот же район «Титаника» на берегу, то там – полный хаос, тут же детская площадка, тут же парковка. Чем выше дом, тем больше спрос на территорию вокруг него. И эту проблему можно решить, застраивая город преимущественно низкими зданиями. Улица должна обрамляться домами. Я бы предпочел трех-четырех, максимум, пятиэтажные дома, которые бы определяли границы улиц, скверов, парков, нежели высотки. ...Проектировочные решения тоже очень непродуманные: к примеру, на здании акимата есть труба, которая идет с самой крыши и собирает воду. Внизу - трава, в траве - дырка, и все это выливается на дорогу. В итоге весь тротуар напротив здания просто затоплен.
...В городе, который строится быстро, сложно обеспечить качество. На западе, при строительстве каких-то новых сооружений, развитии новых районов, учитывается, прежде всего, рынок, спрос на это, а в Астане часто здания возводятся просто для того, чтобы создать имидж столицы. И неудивительно, что здесь такой контраст: новый город, а переходишь дорогу, и там стоят вот эти вот хибары двухэтажные.
Центр призван решать множество городских проблем. К примеру, в столице огромные утечки воды, систему водоснабжения необходимо совершенствовать. Мы будем следить, чтобы как можно больше объемов воды сохранялось и, возможно, внедрять такие механизмы, которые заставили бы горожан задуматься и беречь воду...

- В нашем городе есть две взаимосвязанные проблемы - дороги и парковки. Как Вы видите их решение?

- По мере роста города увеличивается количество машин, и дороги не в состоянии справляться с автомобильными потоками, - это неизбежное следствие. Вывод, который мы сделали на западе, - то, что невозможно решить эту проблему, строя дополнительные дороги. Решение - в создании сбалансированной, урегулированной системы общественного транспорта, чтобы на дорогах определенные линии отдавались чисто под него, он должен пользоваться приоритетом. Сейчас в Астане уже пытаются создать систему общественного транспорта «облегченного» типа, это финансируются Европейским банком реконструкции и развития.
Необходимо также стимулировать пешеходное передвижение: модульная сетка, которая лежит в основе города, к этому располагает. Нужно создавать все условия, чтобы люди получали удовольствие от пеших прогулок
...Проблема парковок актуальна для всех крупных городов последние 15 лет. В моей стране обычно выделяется одно парковочное место на семью, и, по мере приближения к центру города, количество парковок уменьшается. Это ограничение необходимо, чтобы люди могли свободно гулять и для нормальной работы общественного транспорта. На западе практикуется строительство подземных паркингов, но в Астане это проблематично из-за высокого уровня грунтовых вод. ...Я полностью согласен, что застройщики должны вносить свой вклад в развитие городского пространства, строя парковки. (В Великобритании, например, застройщиков вообще обязывают в каждом доме делать несколько квартир «для бедных»). Но, помимо этого, нужно предусмотреть определенные ценообразующие механизмы, чтобы люди не бросали свои машины, где придется.

- Предстоит большая работа... Как Вы оцениваете развитие столицы сегодня?

- Очень трудно говорить об этом, ведь строительство началось совсем недавно... Если мы отойдем от левобережья, то увидим старые советские районы, где проживает большинство людей. Нас больше всего заботит, чтобы эта часть города не стояла на месте, а развивалась одновременно с новой Составляла с ней одно целое. Другая задача - создать такой город, куда бы хотелось возвращаться снова и снова: магнит для гостей и место, где жилось бы хорошо и самим местным жителям.
Обычно градостроители не особенно заинтересованы в инфраструктуре, они просто занимаются проектированием: здесь будет жилой комплекс, здесь - больница... Наша задача - не только обеспечить город массивными, величественными общественными зданиями, но и рядом мест, куда хотелось бы приходить просто потому, что там весело и приятно. Город должен быть ориентирован, прежде всего, на людей, а не на саму архитектуру.

Автор
ИздательствоГазета "Караван", ЖСК, №21
Дата издания2009-06-09

Проекты по этой теме:

Услуги по этой теме:

Возврат к списку


© Центр устойчивого развития столицы
Разработано в web2print.kz