Центр устойчивого развития столицы

Разработка комплексной схемы развития и размещения производительных сил в городе Астане

Проект был реализован в 2008 году Центром устойчивого развития столицы. Результаты легли в основу разрабатанной ГКП «НИПИ Генплана города Астаны» градорегулирующей документации промышленной зоны города Астаны.

Цель проекта

Повышение конкурентоспособности Астаны путем внедрения механизмов самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов. Эффективное управление процессами развития производительных сил города

Задачи проекта / достигнутые результаты

1. Место города Астаны в территориальном размещении производительных сил Казахстана

 В ходе проведенного анализа было выявлено, что одним из главных факторов повышения конкурентоспособности Астаны в хозяйственной системе республики является формирование и развитие соответствующих кластеров путем выделения специализированных направлений развития производств. Наиболее приоритетными для Астаны определены туристический, пищевой, мебельный, деревообрабатывающий и медицинский кластеры.

2. Анализ сильных и слабых сторон города Астаны, возможностей и ограничивающих факторов

Проведенный SWOT-анализа Астаны показал, что к сильным сторонам города можно отнести следующие факторы: конкурентный строительный рынок, транспортная, инженерно-коммуникационная, гостиничная инфраструктура, крупные государственные и частные финансовые ресурсы, привлекаемый человеческий капитал, статус административного центра страны и др. 

Слабые стороны: неблагоприятный климат, высокий физический износ и устаревшая инженерная и транспортная инфраструктура старого центра города, отсутствие необходимых мощностей по переработке твердых бытовых и промышленных отходов, наличие аварийных и ветхих построек в старом центре города, слабая промышленная база города, высокий уровень нелегальной трудовой миграции и др. 

Возможности города: повышение эффективности деятельности городских государственных институтов, ограничение вмешательства органов власти в экономику города, создание делового и инвестиционного климата, повышение активности частного бизнеса, создание города-спутника для развития науки, интенсивное развитие коммуникационной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры и т.д. 

Ограничивающие факторы: недостаточная эффективность деятельности городских государственных органов, отсутствие действенных стимулов и интереса у государственных служащих в достижении конечных результатов деятельности, ухудшение делового и инвестиционного климата города, высокий уровень вмешательства городских властей в экономику города, высокий уровень теневой экономики и другие.

3. Особенности экономического развития города Астаны

В ходе проведенного в данном разделе исследования была обоснована необходимость преобладания в городе малых и средних предприятий, инновационных компаний с численностью работников от 5-7 до 200 человек; также обоснована необходимость гибкого и мелкосерийного производства на данных предприятиях, поскольку в современных экономических условиях от них требуется возможность быстрого перепрофилирования своей деятельности.

4. Частный бизнес, как главный фактор развития производств в городе Астане

 В ходе работы было выяснено, что главным фактором, сдерживающим реализацию инициатив частного бизнеса, является острый дефицит высококвалифицированных специалистов высшего, среднего и низшего звена, в том числе технических специалистов и специалистов в области высоких технологий. В данном исследование были выработаны и  предложены наилучшие способы вовлечения частного бизнеса в производство промышленной продукции, определены причины трудностей, возникающих у города в сфере привлечения инвестиций.

5. Развитие отраслей промышленности города

Проведенный анализ показал, что для любой отрасли, которую можно было бы развивать в городе, невозможно сегодня найти близкорасположенных родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, в частности, поставщиков оборудования и технологий, комплектующих изделий, которые на базе тесных деловых связей подталкивали бы компании на создание инноваций и модернизацию производств. 

Такие отрасли могут быть созданы только в перспективе в рамках кластерной идеологии развития промышленности в случае формирования в городе среды, благоприятствующей появлению здесь частных компаний и развития конкуренции. 

В ходе работы были выявлены сравнительные преимущества Астаны по производству товаров, реализуемых на внутреннем и внешних рынках, также были определены наиболее перспективные отрасли города: промышленность, строительство, транспорт и связь и др.

6. Связь промышленного и сельскохозяйственного производства

В данном разделе были исследованы факторы, способствующие успешному решению проблем развития городской экономики, экспорту продовольственной продукции в условиях возрастающего спроса на продовольствие.

В частности, было предложено дальнейшее укрепление связи промышленности города Астана с крупными и средними сельскохозяйственными товаропроизводителями, расположенными не только в Акмолинской области, а также установление реальной логистической цепочки связей между промышленными предприятиями города и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

7. Создание промышленной зоны

На данном этапе исследования были оценены преимущества создания в городе промышленной зоны, позволяющей территориально сконцентрировать промышленные предприятия Астаны. 

В частности, это позволит экономно развивать и эффективно использовать объекты всех видов инфраструктуры, в том числе дорог, железнодорожных подъездных путей, мощностей электростанций, газопроводов, водопроводов, бизнес-инкубаторов, выставочных и торговых залов и др.; облегчит предпринимателям открытие нового бизнеса; уменьшит экологические и социальные последствия промышленного использования земель.

8. Создание города-спутника – научно-образовательного и инновационного центра.

Развитие малого инновационного предпринимательства В данной главе была обоснована целесообразность строительства города-спутника вблизи города Астаны (за его приграничной территорией) как научно-образовательного и инновационного центра со всеми условиями, необходимыми и привлекательными для учебы студентов, деятельности научных работников, проектирования, освоения и выпуска инновационных продуктов. Создание компактного научно-образовательного и инновационного центра благоприятствует формированию и развитию кластеров в инновационной деятельности. Такие кластеры могут реализовывать и крупные инновационные проекты, привлекая другие фирмы для решения локальных задач. 

9. Кластерное развитие

Предложены наиболее перспективные для города кластеры. В частности, производство мукомольных и хлебобулочных изделий, переработка мяса, производство масломолочной продукции, производство другой готовой пищевой продукции, производство одежды, производство вязаных изделий и др. 

10. Подготовка высококвалифицированных кадров высшего и среднего звена, профессионально-технических кадров

Оценена важность и необходимость привлечения и создания кадровых ресурсов города, поскольку для кардинального решения проблемы важна не только подготовка нужного на данный момент количества высококвалифицированных кадров, но и создание конкурентного рынка труда в целом и в его сегменте высококвалифицированных технических специалистов всех звеньев. Без этого, проблема дефицита высококвалифицированных работников станет барьером на пути развития инновационной экономики города. Эта задача требует совместных усилий правительства республики, властей города, компаний и учебных заведений города. 

11. Создание делового и инвестиционного климата в городе Астане

Создание в городе условий, при которых затраты на ведение бизнеса будут ниже, чем затраты в других городах, является одной из важнейших задач исполнительной власти столицы. В этих целях было рекомендовано:
  • не допускать посягательства на право частной собственности; 
  • обеспечивать неукоснительную реализацию решений правительства о снижении административных барьеров для частного бизнеса; 
  • вести решительную борьбу с коррупцией и устранять бюрократические преграды; 
  • создать высококачественную транспортную, коммуникационную, инженерную, энергетическую, социальную и бизнес-инфраструктуру; 
  • создать пункты ускоренного обучения рабочих кадров, сокращенных с производства для переквалификации, выделять помещения для организации ими собственного малого бизнеса или индивидуального предпринимательства; 
  • регулярно организовывать бизнес-тренинги для частных предпринимателей по вопросам профессионального ведения бизнеса, развития кластеров и т.д. 

12. Поддержка отечественных товаропроизводителей, занятых в инновационном бизнесе

Предложены рекомендации местному исполнительному органу, в целях обеспечения доступа к «длинным» деньгам отечественных товаропроизводителей, занятых инновационным производством в рамках совместных предприятий со стратегическими иностранными инвесторами.

13. Охрана окружающей среды 

Предложены меры по созданию условий для устойчивого (экологичного) развития города. 

Важным шагом усиления мер по охране окружающей среды является строительство предприятий по переработке производственных и бытовых отходов. 

Город также должен стремиться обеспечить чистоту воздуха и воды, сохранять рекреационные ресурсы, поддерживать экологически чистое состояние промышленных зон, жилых территорий. 

14. Динамика роста экономики города Астаны на период до 2020 года

Составлены три сценария развития экономики города. 

  • Первый сценарий – оптимистичный. Экономический кризис ограничится 2009 годом и со II-III кварталов 2010 года начнется рост экономики. 
  • Второй сценарий – консервативный. Исходит из того, что кризисом будет охвачен и 2010 год, и рост экономики начнется со II-III кварталов 2011 года. 
  • Третий сценарий – умеренный. Власти большинства стран мира, испытавшие неблагоприятный опыт безрассудного расходования финансовых ресурсов, широкого кредитования экономики, в первую очередь ипотечного, без надлежащего контроля над рисками, будут вести весьма осторожную денежно-кредитную и фискальную политику, пытаясь, одновременно, поддерживать приемлемые темпы экономического роста и бороться с высокой инфляции

Возврат к списку


© Центр устойчивого развития столицы
Разработано в web2print.kz